Раздел 1. Теория культуры

Урок 1. Определение понятия культура

В современной культурологии существует множество понятий термина «культура». Для начала давайте разберем этимологию слова. Культура — от латинского cultura — означает возделывание и применялось в сфере земледелия. Немного позднее этот термин был перенесен на человека — возделывание души, воспитание, образование, почитание.

Приведем несколько определений культуры:
Культура — совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека. Ю. М. Лотман.1
Культура — приобретение разумным существом возможности ставить любые цели — это культура. И. Кант.2
Культура — исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Большая советская энциклопедия.
Мы же с вами будем использовать широкое определение.
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества. Т.о. под культурой мы понимаем все то, что создано человеком.

1 Юрий Михайлович Лотман — советский и российский литературовед, культуролог и семиотик. 
2 Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

Функции культуры

Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия на индивида в частности и общество в целом.

Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. По утверждению одного из основателей культурантропологии А. Гелена3, человек является «незавершенным», «биологически недостаточным» животным, т.е. биологическая организация человека не приспособлена к выживанию в природных условиях без вспомогательных элементов. Человек вынужден создавать вокруг себя искусственную среду, чтобы выжить и обезопасить себя. Развивая культуру, мы все в большей степени обеспечиваем себе безопасность и комфорт.

Креативная функция. В этой функции проявляется одна из основных потребностей человека — освоение и преобразование окружающего мира. Креативная функция реализуется за счет создания орудий труда, различных инструментов преобразования природы и т.д. Именно через эту функцию наиболее отчетливо выражается творческий потенциал человека, его стремление к изменению жизненного уклада вокруг себя, его совершенствованию.

Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения, она есть условие и результат общения людей. Так, на ранних этапах своего развития человечество обменивалось информацией посредством жестов и звуков. Затем появилась членораздельная речь, предоставившая человеку широкие возможности передачи информации. После появились специальные средства связи, которые позволяют людям еще больше расширить возможности своего общения.

3 Арнольд Гелен — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, представитель технократического консерватизма.

Сигнификативная функция. Эта функция неразрывно связана с коммуникативной. Она означает придание значений и ценностей различным явлением и вещам, окружающим человека. Расширяя сферу культурного освоения мира, человек расширяет и область обозначаемых предметов, определяет их ценность. Сигнификативная функция находит свое воплощение в мифах, философских системах, искусстве и науке.

Интегративная функция. Культура является объединяющим звеном между социальными группами, народами, государствами. У членов каждой социальной общности формируется чувство принадлежности к своей культурной группе. Однако, создавая общность с одной стороны, интегративная функция также вызывает затруднения в общении людей на почве различий устройства социальных групп. Поэтому так часты конфликты, например, по религиозным или политическим причинам.

Функция трансляции социального опыта. Одна из основных функций культуры. Здесь мы обратимся к Ю.М. Лотману, который говорит о том, что «культура есть память». Он определяет ее как «негенетическую» память коллектива. «Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества». Ю. М. Лотман делает вывод: "Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего"4.

Нормативная функция. Заключается в создании норм, стандартов, правил и рецептов поведения, являющихся основой для формирования права, морали и идеологии.
Функция социализации личности. Культура является способом включения индивида в общественную жизнь. Так человек усваивает социальный опыт, знания, ценности и нормы поведения.

4 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994. — С. 4-9.

Релаксационная функция. Благодаря этой функции человек (общество) может расслабиться, отдохнуть посредством стилизованных форм: увеселения, праздники, фестивали. Сходное воздействие производит посещение театров, музеев, созерцание природы и т. д.

Урок 2. Периодизация культуры

Общепринята периодизация культуры:
  • Первобытная культура
  • Древний мир
  • Средние века (V — XIV вв.);
  • Возрождение или Ренессанс (XIV — XVI вв.);
  • Новое время (к. XVI — XIX вв.);
  • Новейшее время (к. XIX — наст. время).
Продолжительность первобытной культуры и культуры древнего мира различна в зависимости от региона и культурных достижений. Кроме того, эти два периода имеют внутреннюю периодизацию.

Обращаем ваше внимание, что период Возрождение существует только в периодизации культуры. В исторической периодизации Возрождение является частью Средних веков.

Раздел 2. Теория искусства

Определение понятия искусство

Словарь Ожегова определяет понятие искусство как:
  1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
  2. Умение, мастерство, знание дела.
  3. Само дело, требующее такого умения, мастерства.
Искусство — это особый вид формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникационными функциями.

Виды искусства
Существует три вида искусства: пространственные, временные и пространственно — временные.

Пространственные (пластические) — существуют в пространстве, не изменяются в течении времени. К этому виду относятся: живопись, архитектура, фотография, декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Временные (динамические) — композиция разворачивается во времени. К этому виду относятся музыка и литература.

Пространственно — временные (синтетические, зрелищные) — существуют и в пространстве, и во времени. К ним относятся: хореография, театр, цирк, кино, телевидение и искусство эстрады.

Раздел 3. История хореографического искусства

Урок 1. Понятия танец и хореография

Чтобы разобраться с понятиями танец и хореография, обратимся к словарю Ожегова.
Танец:
  1. Искусство пластических и ритмических движений тела.
  2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений.
Хореография — искусство танца, а также постановка балетных танцев, балетного спектакля. Первоначальное значение — искусство записи танца балетмейстером.
Из определений мы видим, что танец более широкое понятие и включает в себя более узкое — хореография.

Выразительными средствами хореографии являются:
  • пластика тела;
  • танцевальное движение — действие;
  • танцевальная позы;
  • танцевальный жест;
  • динамика пластики (темп, ритм);
  • пространственное направление, расположение, перемещение и ракурс фигуры танцовщика.

Урок 2. Теории происхождения танца

В настоящее время ведутся исследования в области генезиса танца, однако единой точки зрения пока нет. Существует три теории происхождения танца: космологическая, социальная и биологическая.

Космологическая теория предполагает прямую взаимосвязь танца и Вселенной (космоса, миропорядка). Основу Вселенной составляет ритмообразующее начало. В свою очередь, танец возникает из ритма.

Социальная теория основывается на феномене, который обусловлен социокультурной жизнью человека. Танец выступает здесь как модель коммуникативной связи. В дописьменный период развития человечества танец служил средством общения.

Биологическая теория предполагает, что танец произошел в результате ритуализации поведенческих стереотипов. Человек наблюдал за «танцем» животных и эти наблюдения переводил в ритуал, имитируя явления окружающего мира.

Говоря о происхождении танца, нельзя не упомянуть о том, что в период первобытности он (танец) не был отдельным видом искусства. В сознании первобытного человека еще не существовало танца, музыки, живописи и театра как отдельных единиц. Все эти виды в совокупности составляли ритуал. Ритуал был главным действом: его проведение должно было поправить здоровье, создать условия для удачной охоты, сделать землю плодородной и т.д. Ритуалы носили сакральный характер.

Такая нерасчлененность сознания называется синкретизмом. Синкретизм — сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу.

Урок 3. Танец в культуре первобытного общества

Танцы в первобытном обществе исполнялись группами и были частью ритуала. Чаще всего они исполнялись в хороводах и имели конкретное значение: отогнать беду от племени, вызвать дождь, сделать удачной охоту, вылечить больного и т.д. Сопровождались такие танцы топотом, хлопками, а также игрой на барабанах и бубнах. Танец всегда имел своей целью соединение человека с могущественными космическими энергиями, расположение к себе влиятельных духов природы. Танец как часть религиозного культа мог обеспечивать вхождение в особое психическое состояние, отличное от обыденного, в котором возможны различного рода мистические контакты с миром духовных энергий.

 Так были широко распространены тотемические пляски, которые были обращены к тотему5. Такие пляски были призваны уподоблению своему могущественному тотему и могли продолжаться несколько дней.

Танец в Древнем Египте

Поскольку Древний Египет по своему географическому расположению был изолирован долгое время, культура танца развивалась здесь самостоятельно и без вмешательства других народов и культур. За долгие годы развития культуры во времена фараонов возникло большое количество видов хореографии: танцы для развлечения, гаремные, ритуальные, религиозные, военные танцы и даже астрономические танцы. О таком разнообразии свидетельствуют различные изображения танцующих людей, дошедшие до наших дней.

Древнеегипетские танцы исполнялись сольно, в паре и в группах. Так, фараон или священник, назначенный фараоном, исполнял сольный танец солнца на празднике урожая.

Групповым танцем был астрономический танец жрецов. Описание этого танца мы можем найти у Лукиана.6 Посреди зала ставили алтарь, изображающий солнце. Вокруг него в ярких одеждах располагались жрецы и символизировали собой знаки зодиака. Двигались они с востока на запад, напоминая движение неба. А затем двигались с запада на восток, подражая движению планет. После этого жрецы останавливались в знак неподвижности земли.

Танцы были неотъемлемой частью религиозной жизни древнеегипетского общества, поэтому существовала большая потребность в танцовщицах-жрицах. Для подготовки жриц существовали школы, где преподавали музыку, пение и танцы. При храме Амона7 была учреждена такая хореографическая школа, откуда выпускались танцовщицы — жрицы, пользовавшиеся большим почетом у народа.

Известно, что у египтян было два рода танцев: первый — мимический, в котором жесты и позы служили для выражения мыслей и второй — состоящий из колебательных движений корпуса и упражнений в ловкости и гибкости. Это был уже танец, как мы его сейчас понимаем, с разными па и позициями.

 Древняя Греция

Греция — колыбель искусств, потому, безусловно, и танцу отводилось особое место в культуре древнегреческого общества. В Древней Греции танец считался прекрасным даром богов и был наружным выразителем любви, радости и веселья.

Лукиан в своем трактате «О танце» пишет, что образцы первозданного танца дают нам вселенная и космос. Когда Хаос сменяется упорядоченным движением, то есть Ритмом, на небе появляется «хоровод звезд», гармоничное сплетение подвижных и неподвижных светил. Так рождается танец.

Античный танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что муза танца Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства. Существовало более 200 танцев, которые можно условно разделить на пять групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические. Основная задача танцевального искусства, по выражению Лукиана, — «сообщение того, что задумано, и разъяснение скрытного».

Древнегреческая живопись сохранила изображения множества поз и движений, по которым складывалось впечатление, что танцевальное искусство, в частности, композиция танца подчинялась определённой системе. По этим рисункам в более позднее время многие известные хореографы реконструировали греческие танцы. Из дошедших до нас текстов следует, что пляскам и танцам в Древней Греции была посвящена специальная наука — Оркестика (Орхестика). В словаре8 находим определение: оркестрика — в Древней Греции танцевальное искусство в соединение с игрой и пением.

Античные танцы базировались на мифологических темах. Нужно отметить, что мифы в Древней Греции играли главенствующую роль в искусстве и жизни в целом.

Одна из главных форм оркестики проявилась в священных танцах, исполнявшихся в честь многочисленной семьи мифологических божеств. Боги для древних греков были танцорами, исполняли различные пляски на праздниках. На различных античных памятниках нередко встречаются фигуры танцующих богов. Потому и священные лица древнегреческого общества использовали танец в своих ритуалах. Исполняли как скромные, сдержанные танцы, так и танцы, доводившие до исступления и экстаза. Существовали танцы в честь Афины, Аполлона, Афродиты и др.

Так, одним из ярких примеров свободных, развязных танцев служит культ бога Диониса.9 В его честь устраивали праздник Великие дионисии. Проходили они два раза в год и назывались большие и малые дионисии.

Малые дионисии, называвшиеся также сельскими, справлялись, когда принято было по традиции откупоривать бочки с молодым вином. В программу праздника входили торжественные процессии, выступления актёров, народные игры.

Большие Дионисии, называвшийся также городским, проводившийся весной с трагедиями, комедиями, сатирой; фаллическим шествием, ряжением, маскарадом, дифирамбами, состязанием поэтов и наградами победившим актерам и поэтам. Завершалось богатым пиршеством за счет государства.

Танцы во время Дионисий не были строго организованы, здесь каждый танцевал как мог. Толпа исполняла вакхические танцы: фалликон, бахиоке и прочие пляски постыдного свойства.
Среди греческих танцев можно отметить:
Апокинос — танец в честь Афродиты.10 Один из самых страстных и чувственных танцев. Исполнялся он на частных пирах.
Бриллиха — танец в честь Аполлона11 и Артемиды.12
Гераклеи — танцы в память двенадцати подвигам Геракла.
Пиррический танец или пирриха — военный танец.
Существовало еще множество танцев в Древней Греции, например, комос, леон, скопос и др.

Древняя Индия

 В Древней Индии глубоко почитали танец. Танцуя, бог Шива13 создал Вселенную из вечного хаоса. Индийцы считали танец выражением души. Танец для индусов был неотъемлемой частью религиозных обрядов и ритуалов. Изначально эти хореографические композиции были довольно примитивны, но вскоре обрели практически совершенство.

Стоит отметить, что индийские пляски представляют собой не просто красивый набор различных движений, а полноценный рассказ той или иной истории: используются строго определенные шаги, взмахи, движения рук, кисти и даже взгляд, которые отображают определенные чувства, действия или даже целые события.

В культуре Индии существует классический и народный танец. Индийский классический танец — это обобщающий термин для различных видов танца, теория и практика которых восходят к санскритскому тексту Натьяшастра.14 Эти танцы являются религиозными и исполняются либо в святилище индуистского храма, либо рядом с ним.

Существует несколько классических форм танца: Бхаратанатьям, Катхак, Катхакали, Кучипуди, Одисси, Саттрия, Манипури, Мохинияттам. Народный танец — это в значительной степени устная традиция, которая передается от одного поколения к другому. Народные танцы сохраняют свое значение в сельской местности как выражение повседневной работы и ритуалов деревенских общин.

В Древней Индии танцу обучали юных девушек. Эти девушки становились девадаси — «посвященной» божеству. Девадаси ухаживали за храмом, выполняли ритуалы, были храмовыми танцовщицами. В Европе их называли баядерками. Однако, был и другой класс баядерок, не причисленных к храму. Их называли «наутш», что означает «танцовщица».

Древний Китай

Как и во многих культурах, танец в Древнем Китае основывался на религиозных убеждениях. В Китае существовало более 50 этнических групп и каждая из них имела собственный танец.

Танцы в Китае на протяжении многих поколений не были централизованы и не документировались. Так продолжалось вплоть до прихода к власти династии Хань. Императорская семья создала так называемый «музыкальный двор», целью которого было собрать все танцы в одном месте, где они могли бы быть документально запечатлены для будущих поколений. Вскоре был составлен список народных танцев различных деревень и этнических групп.

Существует четыре типа традиционного китайского танца:
  • Парадные — молитвы богам.
  • Драматические — передача преданий и исторических событий.
  • Боевые — демонстрация боевых приемов.
  • Сельскохозяйственные — празднование природных явлений и окончания работы.

Китайские танцы во многом отличаются от европейских традиционных танцев. Некоторые специалисты так описали уникальные характеристики китайского танца: «Китайцы делают акцент на идеальной координации каждой части тела, широком использовании реквизита, стилизованных шагах и жестах, уникальном акценте на движении под музыку». А европейские танцы, такие как балет, наоборот — подчеркивают длинные связки шагов и чувство музыкальности.

Большое значение в китайских танцах занимает рисунок, танцовщики составляли композицию различных иероглифов, несущих определённый смысл.

Древнееврейские танцы
Исторические сведения об еврейских танцах скудны. Сведения берутся из Ветхого и Нового заветов. Однако, сведения о танце в этих источниках так отрывисты, что точного представления о танце израильтян составить нельзя.

В описании храмов в Александрии и Иерусалиме усматривается, что они были построены в форме театра с «хором», где якобы проходили ритуальные торжества. По этим описаниям некоторые ученые утверждают, что танец у древних евреев носил религиозные характер. Другие исследователи, изучив Талмуд15, сделали иной вывод. Они считали, что древние еврейские танцы служили исключительно для выражения радости и восторга.

Достоверно известно только о танце Саломеи.16 На пиру в честь царя Ирода17 Саломея исполнила сладострастный танец, который настолько пленил Ирода, что он дал ей клятву исполнить любое ее пожелание. Саломея пожелала, чтобы голова Иоанна Крестителя18 была подана на блюде. Это событие подробной изложено в Новом Завете.

5 Тотем — в некоторых примитивных верованиях: животное (иногда растение или какой-нибудь предмет), являющееся предметом культа и считающееся обычно родоначальником племени.
6 Лукиан — древнегреческий писатель.
Амон — древнеегипетский бог Солнца.
8 Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 г.
9 Дионис — бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. 
10 Афродита — древнегреческая богиня красоты и любви.
11 Аполлон — покровитель искусств в древнегреческой мифологии.
12 Артемида — древнегреческая богиня охоты и плодородия.
13 Шива — индуистское божество, верховный бог в шиваизме. Олицетворяет собой космическое сознание, статическое мужское начало вселенной.
14 Натьяшастра — древнеиндийский текст на санскрите, один из крупнейших и древнейших трактатов по театральному искусству и теории драмы и музыки.
15 Талмуд — свод правил, основанных на толковании Библии и регламентирующих религиозные, правовые отношения и быт евреев.
16 Саломея — иудейская царевна.
17 Царь Ирод — царь Иудеи. Его описывали как «сумасшедшего, убившего свою семью и множество раввинов».
18 Иоанн Креститель — ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии.

Урок 4. Танцевальная культура западноевропейских стран эпохи средневековья.

После падения Римской империи, в западных странах пляски носили
стихийный характер. Это были языческие обрядовые танцы, танцы для развлечения. Одним из популярных танцев того времени можно назвать воинственный «танец мечей». Его подробно описал Тацит19, утверждающий, что танцевали его обнаженные юноши, отличавшиеся удивительной смелостью и ловкостью при прыганье через оружие. «Танец мечей» исполнялся исключительно ради развлечения.

С утверждением христианства постепенно изменились нравы и обычаи. Сначала вместе с песнопением в христианское богослужение вошли и танцы. Долгое время продолжалась связь христианских понятий с языческими представлениями. Духовенство оправдывало танцы словами Библии «хвалите Господа в пении и плясках». Однако, со временем танец и вовсе вышел из обряда христианского богослужения, поскольку нравы средневекового общества стали падать. Танцы стали считаться «дьявольским занятием». Однако, танец благополучно развивался в народе, отдалившись от храмовых стен.

В каждом городе сочиняли свои танцы, непохожие на танцы других селений. Единило народный танец то, что он всегда был очень шумным. Это усматривается из целого ряда танцевальных песен и поэзии того времени, где упоминается, что народ плясал, прыгал, делал разные хитросплетенные движения.

Также танцы были широко распространены и при дворе. Придворные танцы в большинстве своем представляли собой переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета народные пляски. Попадая в дворцовые залы, они приобретали подчеркнутую сдержанность, величавость, замедленность. Такие променадные танцы — шествия носили торжественный характер и технически были несложными. Во многом это объяснялось сложным покроем тяжелых нарядов знати — в них можно было делать изысканные медлительные реверансы, но не прыгать.

19 Тацит — древнеримский историк.

Урок 5. Танец в эпоху Возрождения

Период Возрождения ознаменовался подъемом культурного уровня. Танец этого времени начал занимать достойное место в жизни общества, которое обратилось к античной культуре и античному танцу. Постепенно сложился набор хореографических композиций, который предусматривал соблюдение ряда правил и норм.

Расскажем о нескольких видах танца эпохи Возрождения.
Бранль — французский круговой танец. Исполняли бранль каждый кто как умел: двигались в такт музыки, раскачивали корпусом. Его танцевали в паре в медленном темпе. В каждой французской провинции существовал свой вид бранля. Со временем бранль потерял свое название и получил множество других. Так, в Провансе бранль стал гавотом, в Оверне — бирре (бурре), а в Бретани — пассепье.

Еще одним известным танцем того времени был бас-данс. Этот придворный танец был широко распространен во Франции и Италии. Дословно «бас-данс» означает «низкий танец». Назван так из-за техники своего исполнения. Он основывался на скользящих движениях без прыжков. Состоял бас-данс из трех частей:
  • Бас-данс
  • Повторение бас-данса
  • Тордион — танец вприпрыжку.
Последняя часть позволяла танцорам опустить сдержанность танца. Конец эпохи Возрождения вывел танцевальное искусство на новую ступень своего развития. В XVI веке появилась хореографическая литература, сформировались придворные танцы, возник балет.

Урок 6. История возникновения балета

Первое упоминание о балете относится к XV веку. Доменико да Пьяченца, итальянский придворный учитель танцев, предложил объединить несколько танцев и написать к ним торжественный финал. Само же понятие балета возникло несколько позже. Официальным днем рождения балета считается 15 октября 1581 года. В этот день при французском дворе итальянским балетмейстером Бальтазарини был поставлен первый балет — «Цирцея» или «Комедийный балет королевы».

Расцвет балета пришелся на правление Людовика XIV «Короля — солнца». Свое прозвище Людовика XIV получил благодаря роли, которую он исполнял в балете. Он же стал основателем первой в мире балетной школы — Королевской Академии танца. Произошло это открытие в 1661 году.

С 1681 года участие в балетах становится доступным для женщин. До этого момента в балетах танцевали только мужчины.

Свой законченный вид, как отдельный вид искусства, балет получает лишь во второй половине XVIII века благодаря сценическому новаторству французского балетмейстера Жан-Жоржа Новерра.

Урок 7. Реформы Новерра

Жан-Жорж Новерр — французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Новерр считается основоположником современного балета. Его главным теоретическим трудом стали «Записки о танце», где он осмыслил весь предыдущий балетный опыт.

Новерр ввел термин «действенный балет». Он утверждал, что танцевальное действие должно быть осмысленным и эмоционально-выразительным. Темы для своих балетов Новерр брал из античной литературы, истории, мифологии.

Еще одной реформой Новерра стало введение в балетное действо пантомимы. Так, он снял маски с танцоров, чем сделал танец более выразительным и понятным для зрителя. До этого танцовщики выходили на сцену в масках.

Новерром была установлена окончательная формула для определения смысла, значения и составляющих частей балета. Эта формула выразилась тем, что построение нового вида зрелищ — балета — должна состоять из трех главных, связанных между собой материалов: драмы (сюжета), мимики (пантомимы) и выразительности танцев.

Новерровские преобразования также коснулись декораций, костюмов и музыки, в результате чего балет стал самостоятельным театральным жанром.

Урок 8. Балет в России

Зародившись в Италии, свое наибольшее развитие балет получил именно в России.

Балет пришел в Россию в XVII веке, когда в 1672 году состоялось первое балетное представление при дворе царя Алексея Михайловича.20 А в 1738 году в Санкт-Петербурге была открыта первая балетная школа. Через несколько лет балетная школа была открыта и в Москве. И с тех пор началось соперничество двух балетных школ России.

В создании «русской школы» балета особую роль сыграл Шарль Дидло.21 Его новаторская деятельность привнесла значительные изменения в облик балета. Дидло потеснил мифологические балеты ради балетов — пантомим на исторические, литературные, волшебно — героические и сказочные темы. Кроме того, он ввел как основной жанр танца — танец «de grand serieux» (серьезный).

Одним из самых значимых изменений стало появление «положения на пальцах». Это положение Дидло ввел в балете «Зефир и Флора» в 1808г. Появление позиции на пальцах имело огромное значение для развития женского классического танца в русском балете и позволило танцовщице занять главенствующее положение в балете.

Возможно, что Дидло подсмотрел новую пальцевую технику у итальянки Анджолини, которая танцевала в его лондонских постановках. Однако допущение Бахрушина, что "положение на пальцах" ввел Шарль Дидло, скорее всего ошибочно, чему свидетельствуют разные источники. Доказательств «русской» версии происхождения пуантов на сегодняшний день не существует.

Особое место в истории русского балета занимают музыкальные произведения П.И. Чайковского. Петр Ильич сделал балетную музыку самостоятельным произведением. До него музыка для балета считалась «низшим родом музыки» и служила лишь иллюстрацией действа. П.И. Чайковский создал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», ставшие мировым достоянием.

«Лебединое озеро» — самый популярный балет в мире. Не только его музыка, но и хореография, уже давно считается общепризнанным шедевром мирового балета, одним из ярчайших достижений русской культуры.

«Лебединое озеро» сочинялось молодым Чайковским в один из его активнейших творческих периодов. Чайковский не ставил перед собой задачу «революции» в балете. Со свойственной ему скромностью он скрупулезно изучал балетные партитуры, стремясь, не порывая с установившимися формами и традициями балетных спектаклей, изнутри насытить их музыкальную основу высокой содержательностью.

Второй половина XIX века ознаменовалась творчеством М.И. Петипа.23 С его именем связано торжество русского балета. Именно Мариус Петипа поставил версию «Лебединого озера», которая впоследствии стала классической.

Мариус Петипа создал классический балет, который соединяет в себе французскую грацию, итальянскую виртуозность и русскую духовность. В 1869 году на московской сцене Большого театра Петипа создал один из лучших своих балетов — «Дон Кихот». Сюжет балета не полностью повторял роман Сервантеса: в центре сюжета оказалась любовь цирюльника Базиля и дочери трактирщика Китри. Сам же Дон Кихот стал второстепенным персонажем. Спустя два года Мариус Петипа привез балет «Дон Кихот» в Санкт— Петербург, однако, в видоизмененной редакции. В Московской версии балет носил комедийный характер, а в Петербургской он приобрел черты драмы. Мариус Петипа является также автором таких балетов как: «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда» и др.

20 Алексей Михайлович — второй русский царь из династии Романовых.
21 Шарль Луи Дидло — артист балета и балетмейстер, с 1801 года проживавший и работавший в России. 
22 Юрий Алексеевич Бахрушин — советский балетовед, театральный критик, историк балета, педагог.
23 Мариус Иванович Петипа — французский и русский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.

Урок 9. Историко-бытовой танец

Историко — бытовые танцы — это разнообразные виды танца, которые исполнялись в основном при дворе начиная с середины Средних веков вплоть до начала XX века.
Мы с вами поговорим о некоторых танцах конца XIX-начала XX веков. Основные танцы этого периода:
  • Полонез (Polonaise)
  • Менуэт (Menuet)
  • Па-де-Патинер (Pas des Patineurs)
  • Па-де-Грас (Pas de Grace)
  • Па Зефир (Pas de Zephyre)
  • Полька (Polka)
  • Вальс в три па (Valse à Trois Temps)
  • Вальс Миньон (Valse Mignon)
  • Французская кадриль (Le Quadrille Française)
  • Мазурка (Mazurka)
Менуэт — старинный народный французский танец, названный так из-за техники своего исполнения. Pas menus с французского — маленькие шаги. Его называли «танцем королей и королем танцев». Особенность танца заключается в мелких скользящих шагах и плавных движений, переходящих одно из другого. Это достигалось с помощью плие, а также вытянутого подъема стопы. Натянутый подъем стопы после перейдет в классический танец. Кроме того, менуэт подарил балету позиции рук.

Полька — быстрый и энергичный центральноевропейский танец родом из Чехии. В переводе с чешского «полька» означает половинный шаг. Исполняется танец в быстром темпе (2/4), что требует быстроты шагов.

Мазурка — польский народный танец. Темп мазурки бывает различным — от умеренного до очень быстрого. Характерной чертой танца являются пристукивания каблуками. Кроме того, под название «мазурка», скрываются три национальных
польских танца: мазур, оберек и куявяк.

Урок 10. Танец на рубеже XIX – XX веков

Стремительное развитие жизни общества конца XIX начала XX веков привело к переменам и в искусстве, в частности — в танце. Балет начал сдавать свои позиции, а на его место пришел современный танец. Произошел отказ от классических норм танца.

Такие танцовщицы, как Айседора Дункан,24 Лои Фуллер,25 Рут Сен-Дени26 были пионерами танца модерн. Они одни из первых стали отходить от норм балета. Одним из источников их вдохновения стала природа. Они не ставили своей задачей подражание природе, но воссоединение с ней.
Танцовщики этого времени отказались от классического балетного костюма в пользу одежды, которая не сковывала движений тела. Все должно было способствовать исследованию движения, понимания его природы.
Отходя от классических норм и норм вообще, со временем танец модерн оброс собственными различными техниками, которые впоследствии дали жизнь новым направлениям танца.

24 Айседора Дункан — американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. 
25 Лои Фуллер — американская актриса и танцовщица, одна из основателей танца «модерн».
26 Рут Сен-Дени — американская танцовщица, педагог и хореограф, новатор в области современного танца, основатель хореографической школы Денишоун.