Зародившись в Италии, свое наибольшее развитие балет получил именно в России.

Балет пришел в Россию в XVII веке, когда в 1672 году состоялось первое балетное представление при дворе царя Алексея Михайловича.20 А в 1738 году в Санкт-Петербурге была открыта первая балетная школа. Через несколько лет балетная школа была открыта и в Москве. И с тех пор началось соперничество двух балетных школ России.

В создании «русской школы» балета особую роль сыграл Шарль Дидло.21 Его новаторская деятельность привнесла значительные изменения в облик балета. Дидло потеснил мифологические балеты ради балетов — пантомим на исторические, литературные, волшебно — героические и сказочные темы. Кроме того, он ввел как основной жанр танца — танец «de grand serieux» (серьезный).

Одним из самых значимых изменений стало появление «положения на пальцах». Это положение Дидло ввел в балете «Зефир и Флора» в 1808г. Появление позиции на пальцах имело огромное значение для развития женского классического танца в русском балете и позволило танцовщице занять главенствующее положение в балете.

Возможно, что Дидло подсмотрел новую пальцевую технику у итальянки Анджолини, которая танцевала в его лондонских постановках. Однако допущение Бахрушина, что "положение на пальцах" ввел Шарль Дидло, скорее всего ошибочно, чему свидетельствуют разные источники. Доказательств «русской» версии происхождения пуантов на сегодняшний день не существует.

Особое место в истории русского балета занимают музыкальные произведения П.И. Чайковского. Петр Ильич сделал балетную музыку самостоятельным произведением. До него музыка для балета считалась «низшим родом музыки» и служила лишь иллюстрацией действа. П.И. Чайковский создал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», ставшие мировым достоянием.

«Лебединое озеро» — самый популярный балет в мире. Не только его музыка, но и хореография, уже давно считается общепризнанным шедевром мирового балета, одним из ярчайших достижений русской культуры.

«Лебединое озеро» сочинялось молодым Чайковским в один из его активнейших творческих периодов. Чайковский не ставил перед собой задачу «революции» в балете. Со свойственной ему скромностью он скрупулезно изучал балетные партитуры, стремясь, не порывая с установившимися формами и традициями балетных спектаклей, изнутри насытить их музыкальную основу высокой содержательностью.

Второй половина XIX века ознаменовалась творчеством М.И. Петипа.23 С его именем связано торжество русского балета. Именно Мариус Петипа поставил версию «Лебединого озера», которая впоследствии стала классической.

Мариус Петипа создал классический балет, который соединяет в себе французскую грацию, итальянскую виртуозность и русскую духовность. В 1869 году на московской сцене Большого театра Петипа создал один из лучших своих балетов — «Дон Кихот». Сюжет балета не полностью повторял роман Сервантеса: в центре сюжета оказалась любовь цирюльника Базиля и дочери трактирщика Китри. Сам же Дон Кихот стал второстепенным персонажем. Спустя два года Мариус Петипа привез балет «Дон Кихот» в Санкт— Петербург, однако, в видоизмененной редакции. В Московской версии балет носил комедийный характер, а в Петербургской он приобрел черты драмы. Мариус Петипа является также автором таких балетов как: «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда» и др.

20 Алексей Михайлович — второй русский царь из династии Романовых.
21 Шарль Луи Дидло — артист балета и балетмейстер, с 1801 года проживавший и работавший в России. 
22 Юрий Алексеевич Бахрушин — советский балетовед, театральный критик, историк балета, педагог.
23 Мариус Иванович Петипа — французский и русский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.

 Пройти тест для самопроверки


 Урок 7. Реформы Новерра | Описание курса | Самопроверка (3)