- Преподаватель подготовительного отделения в Новосибирском государственном хореографическом училище
- В прошлом — солистка балета Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Выпускница НГХУ.
- Преподаватель подготовительного отделения в Новосибирском государственном хореографическом училище
- В прошлом — солистка балета Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Выпускница НГХУ.
Экзерсис у станка в классическом танце — это четко прописанная система и последовательность исполнения определенных упражнений. Но как ей обучить дошкольников? Которые порой даже 5 минут не могут выдержать на месте? И как им объяснить все эти сложные термины и правила?
Лариса Савина поделится своим опытом и объяснит, какие приемы использовать, чтобы ученики заинтересовались, точно поняли и правильно выполнили упражнения.
Изучение с дошкольниками позиций ног в классическом танце. Plie и releve у станка
В этой части вы узнаете о том, с чего начинать знакомство учеников с экзерсисом у станка: какие позиции ног проучивать и как объяснить работу ног в plie и releve.
Изучение экзерсиса у станка можно начать с положения, когда дети стоят между стеной и станком. Так они будут видеть себя в зеркале и смогут правильно зафиксировать положение корпуса.
В самом начале изучения упражнений не стоит давать сложные комбинации: достаточно будет повторить упражнение в чистом виде несколько раз в каждом направлении. Для того, чтобы это не было скучным — меняйте темпоритм. Так дети научатся слышать музыку и счет и координировать работу тела.
Изучение позиций ног
Самая первая позиция, которую изучают воспитанники — шестая.
После этого изучается первая позиция: педагог рекомендует проучивать ее из шестой позиции. С самыми маленькими (4-5 лет) ноги переставляются поочередно, с детьми постарше — сразу две ноги в позицию.
Далее изучаются вторая и третья позиции ног.
Plie
Выполняется plie на 1 такт 4/4; затем на 1 такт 2/4. Необходимо следить за тем, чтобы:
- пятки не отрывались от пола;
- опора была на всей стопе;
- не было завалов на большие пальцы;
- колени открывались точно в сторону.
При выполнении plie важно все время тянуться вверх, особенно, когда садимся вниз.
Releve по VI позиции
При выполнении упражнения важно следить за тем, чтобы пятки были вместе. Упражнение выполняется на:
- 2 такта 4/4 с паузой,
- 1 такт 2/4,
- на затакт.
Сочиняя комбинацию для releve, можно менять темп исполнения: начать медленно, с паузой, затем постепенно уменьшать паузу, увеличивая количество подъемов на полупальцы.
Методика изучения упражнений у станка — battement tendu, battement tendu jete
Теперь рассмотрим изучение battement tendu и battement tendu jete — базовых движений, которые необходимы исполнителям.
Battement tendu
Упражнение проучивается вперед и в сторону из положения между стеной и станком, затем лицом к станку — назад и в сторону.
Важно:
- стопа скользит по полу, пальцы ног не отрываются от пола,
- стопа возвращается в позицию через полупальцы.
Battement tendu jete
Проучивается вперед и в сторону из положения между стеной и станком, затем лицом к станку — назад и в сторону.
1 этап:
1 — открыть ногу в заданном направлении принципом battement tendu.
2 — поднять ногу на 45° в заданном направлении.
3 — опустить на пол, положение pointe (вытянутый носок).
4 — закрыть ногу в позицию.
2 этап:
1 — бросок на 45° в заданном направлении.
2 — опустить ногу на пол, положение pointe (вытянутый носок).
3 — закрыть ногу в позицию.
4 — пауза.
3 этап:
1 — бросок на 45° в заданном направлении.
2 — закрыть ногу в позицию.
Методика изучения упражнений боком к станку — plie, battement tendu, battement tendu jete
После того, как ученики выучили базовые упражнения, можно приступать к их изучению боком к палке. Рассмотрим, какие приемы советует использовать эксперт.
Plie
- комбинация plie исполняется по первой, второй и третьей позиции,
- не используется работа рук (ладонь рабочей руки касается плеча, локоть направлен в сторону),
- не используется работа головы,
- grand plie исполняется в быстром темпе, т. к. мышечный аппарат учеников еще не готов удерживать правильное положение при медленной работе,
- в конце комбинаций отдельно прорабатываются: работа рук (adagio) и работа над равновесием (выход на полупальцы).
Battement tendu и battement tendu jete
В этих комбинациях уже добавляется работа головы, но рабочая рука также удерживается в положении кисти на плече.
Чтобы ученикам было интереснее выполнять упражнения, а также чтобы развивать их память и координацию, в упражнение добавляются plie или releve.
Постепенное усложнение комбинации:
- исполнение в медленном темпе,
- исполнение в быстром темпе,
- исполнение из-за такта,
- добавление перевода из натянутого положения стопы в сокращенное.
Методика изучения rond de jambe par terre у станка. Положение ноги sur le cou-de-pied
В этой части вы узнаете об этапах проучивания rond de jambe par terre и положения ноги sur le cou-de-pied у станка: с чем комбинируются эти движения и как можно усложнять комбинации.
Rond de jambe par terre
Сначала проучивается demi rond de jambe par terre:
- вперед — в сторону — закрыть в позицию (в положении между стеной и станком);
- назад — в сторону — закрыть в позицию (в положении лицом к станку).
Затем исполняется полный rond в направлении en dehors (от себя, наружу) и en dedans (к себе, внутрь).
Важно:
- следить за положением пятки работающей ноги,
- движение выполнять плавно, медленно.
В комбинацию можно добавить:
- releve,
- plie,
- port de bras.
Положение ноги sur le cou-de-pied
Первым проучивается положение sur le cou-de-pied сзади, затем условное впереди и потом обхватное для battement frappe.
Педагог советует проучивать положение сзади из положения ноги на battement tendu в сторону: носок рабочей ноги, не отрываясь от пола, переводится в положение за пятку опорной ноги. При этом пятка рабочей ноги прижимается к опорной ноге.
После того, как ученики изучили положение sur le cou-de-pied, можно включать его:
- в поклон,
- в комбинации на середине зала,
- в танцевальные комбинации,
- этюды.
Методика изучения battement frappe у станка
В этой части вы узнаете о том, какие упражнения завершают изучение экзерсиса у станка для детей 4–9 лет. А также о важности выполнения port de bras и releve в конце урока.
Это упражнение изучается с детьми 7-8 лет. Первоначально оно проучивается носком в пол, на этом этапе необходимо объяснить ученикам основное (обхватное) sur le cou-de-pied: пятка впереди, пальцы сзади — обхватывая щиколотку опорной ноги.
Важно следить за верным исполнением характера движения: резкий, удар.
Изучается:
- в сторону — вперед,
- в сторону — назад.
- одной рукой за палку,
- на воздух.
Выполняя battement frappe в сторону, важно менять положение ноги sur le cou-de-pied с каждым движением: обхватное — сзади.
Важно:
- сохранять выворотное положение ноги,
- работать «низом» ноги,
- сохранять «квадрат» в теле (плечи и бедра направлены вперед),
- сохранять характер движения.
Методика изучения упражнений у станка — battement releve lent и grand battement jete
Теперь рассмотрим изучение более сложных упражнений, в которых необходимо знать правила исполнения предыдущих упражнений у станка, а также обладать растяжкой и силой мышц ног.
Battement releve lent
Изучается спиной к станку — вперед и в сторону, затем лицом к станку — назад и в сторону. После того, как освоили упражнение — упражнение изучается одной рукой за палку.
С начала упражнения выполняется по 1 разу поочередно с правой и левой ноги (т. к. мышцы ног еще не готовы к такой нагрузке), затем по 2 раза правой и левой ногой.
Важно:
упражнение выполняется медленно, плавно, слитно.
Grand battement jete
Изучается спиной к станку — вперед и в сторону, затем лицом к станку — назад и в сторону. После того, как освоили упражнение — одной рукой за палку.
1 этап выполняется также, как при изучении battement tendu jete:
1 — открыть ногу в заданном направлении принципом battement tendu.
2 — бросок на 90° в заданном направлении.
3 — опустить на пол, положение pointe (вытянутый носок).
4 — закрыть ногу в позицию.
2 этап:
1 — бросок на 90° в заданном направлении.
2 — опустить на пол, положение pointe (вытянутый носок).
3 — закрыть ногу в позицию.
4 — пауза.
Это упражнение комбинируется с:
- plie,
- releve.
Важно:
- следить за сохранением «квадрата» в теле (плечи и бедра направлены вперед).
- сохранять характер упражнения: резкий, бросок.
Экзерсис у станка для дошкольников и младших школьников — перегибы корпуса назад, releve
В завершении урока рассмотрим упражнения, которые помогут развить гибкость спины, а также подготовят учеников к прыжкам.
Перегибы корпуса назад
Перегибы изучаются сначала по VI, затем по I позиции. Важно объяснить воспитанникам, что движение начинается с головы — затем шея — лопатки, только потом прогиб в пояснице. Во время выполнения перегиба корпуса голова направлена в профиль либо вправо, либо влево.
Важно то, как педагог объясняет упражнение в начале его изучения — это должно быть грамотно, четко и понятно, тогда дети будут правильно выполнять упражнения.
Releve
Releve является важным упражнением, т. к. укрепляет мышцы ног и является подготовкой к прыжкам.
С детьми releve проучивается по I, II и III позициям: сначала изучаются низкие полупальцы, чтобы ученики научились удерживать равновесие, а затем высокие.
При этом важно объяснить воспитанникам, что вес тела должен распределяться между всеми пальцами ног, а пятки при выходе на releve должны подаваться максимально вперед.
Полная версия урока в одном видео:
Конспект урока
Домашнее задание
- Возьмите два любых упражнения, изученных в уроке и подумайте: как и с помощью каких ассоциаций вы бы объяснили их исполнение дошкольникам?
- Возьмите за основу любое упражнение у станка и составьте комбинацию для учеников 8-9 лет. Какие виды усложнения вы использовали? Запишите полученную комбинацию на видео (в своем исполнении или в исполнении учеников).