- Балетмейстер-постановщик, директор и художественный руководитель "Центра современной хореографии" (Омск)
- Хореограф и руководитель театра танца "нОга".
- Арт-директор Международного фестиваля современного танца "ТОЧКА".
- Организатор Международного фестиваля-конкурса хореографического искусства "Omsk Dance Festival".
- Старший преподаватель кафедры хореографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
- Балетмейстер-постановщик, директор и художественный руководитель "Центра современной хореографии" (Омск)
- Хореограф и руководитель театра танца "нОга".
- Арт-директор Международного фестиваля современного танца "ТОЧКА".
- Организатор Международного фестиваля-конкурса хореографического искусства "Omsk Dance Festival".
- Старший преподаватель кафедры хореографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
Заложив основы того или иного стиля, педагог порой может усложнять материал быстрее, чем дети могут его освоить. Как выдержать последовательность и структуру при дальнейшем изучении современного танца? Чем наполнить урок для продолжающих дошкольников? Как грамотно объяснять технические элементы, чтобы не навредить ученикам?
В этом уроке вы разберете структуру занятия по contemporary для детей 6-7 лет и узнаете, как постепенно усложнять материал в течение года.
Основные составляющие урока:
- Степы (кроссы) в нижнем и верхнем уровнях.
- Партерная техника.
- Plie.
- Battement tendu, brush.
- Adagio в партере.
- Port de bras.
Большая часть материала дается не готовой комбинацией, а через разбор принципа и техники, от которых можно создавать любое наполнение экзерсиса. Все упражнения показаны без музыки (кроме plie), с подробным объяснением биомеханики движения или анатомических особенностей в базовых позициях.
Важно иметь ввиду, что данный материал дается в центре современного танца ученикам с трехлетним танцевальным опытом, у которых за плечами группа Baby dance, подготовительный и первый классы. Также нужно помнить и о том, что у второго класса параллельно происходит обучение классическому, джазовому и современному танцу.
Программа второго года обучения. Кроссы
В первой части урока вы познакомитесь с наполнением уроков для первого и второго семестров (полугодий). А также вы разберете 6 степов (упражнений в продвижении) — три вида перекатов, шаги с руками, slide.
Программа первого семестра второго года обучения:
- Степы (диагонали, кроссы) в нижнем и верхнем уровнях.
- Партерная комбинация на середине, разные виды swing.
- Plie по I параллельной, I выворотной, II выворотной, II параллельной, IV выворотной позициям ног. Добавление работы рук.
- Battement tendu по I параллельной позиции ног, brush.
- Port de bras.
- Степы, соединенные в комбинацию.
Программа второго семестра второго года обучения:
- Степы в нижнем и верхнем уровнях.
- Развернутая партерная комбинация, выход на плечо.
- Plie + переходы между позициями ног во время комбинации.
- Battement tendu, brush на 90 градусов.
- Партерное Adagio.
- Степы с добавлением взаимодействия между участниками — «стенка на стенку».
- Port de bras.
Кроссы
1. Перекат «Крокодил»
Исходное положение — сидя на полу боком к направлению движения, ноги в первой параллельной позиции.
Первая фаза:
- Движение начинается от головы, которая поворачивается вбок и вниз по направлению в пол.
- Происходит скручивание позвоночника, руки приземляются в пол.
- Согнутые в коленях ноги переносятся над полом.
Вторая фаза:
- Движение продолжается от ног — стопы, голени, бедра возвращаются в исходное положение, затем доворачиваются корпус и голова.
На втором году обучения при выполнении элемента «Крокодил» важно обратить внимание на стопы, которые «рисуют» форму эллипса в воздухе на второй фазе движения. Также можно добавить работу головы, которая делает полный оборот на один перекат.
2. Перекат из положения «креста»
Исходное положение — позиция «крест», лежа на спине, руки на полу точно в стороны, в ногах I параллельная позиция.
Первая фаза:
- Движение начинается от дальней относительно направления движения руки, которая пересекает линию корпуса по горизонтали и уходит по полу наверх по дугообразной траектории.
- Происходит скручивание позвоночника, живот укладывается в пол. Важно ближнюю к полу руку подвернуть под себя, чтобы не допустить травмы в плечевом суставе или чрезмерного давления. Ноги прямые.
Вторая фаза:
- Из положения на животе следующее движение происходит от дальней относительно направления движения стопы, которая тянет за собой бедро, таз, корпус, голову.
- Происходит возврат в исходное положение.
Такой перекат является одним из первых векторных движений, с заданием направления той или иной частью тела.
3. «Банан» — перекат на тазовых костях
Исходное положение — лежа на спине, оторвать от пола конечности, мягкие руки и ноги, мышцы пресса напряжены.
- завалиться на правый бок, не касаясь конечностями пола;
- правая нога «подныривает» под левую, на тазовых костях перекатиться на живот, не касаясь конечностями пола;
- левая нога «выныривает» из под правой, на тазовых костях перекатиться на спину, выполняя полный оборот по направлению движения, вернуться в исходное положение.
Данный элемент сложно выполнять в медленном темпе, т.к. движение — импульсное, работа происходит не за счет силы мышц, а за счет импульса от ноги и инерции.
4. Шаг-passe
Исходное положение — стоя по первой параллельной позиции ног.
- Выполнить шаг вперед с носка и поднять вторую ногу на passe, бедро оказывается параллельно полу.
- Добавить руки на противоход (вниз, в сторону) с удержанием взгляда прямо по направлению движения.
- Добавить поворот головы с переводом взгляда назад в положении passe и горизонтальной позиции рук.
5. Шаг-battement
Исходное положение — стоя по первой параллельной позиции ног, держать руки в стороны.
Выполнить шаг вперед с носка и резко поднять вторую ногу максимально высоко.
6. Slide
Исходное положение — стоя по первой выворотной позиции ног.
Выполнить скольжение по диагонали, чередуя правую и левую ноги.
Кросс-элемент «Выезд» как один из базовых в современном танце
В продолжение заданий на перемещение в пространстве вы разберете один из видов скольжения в верхнем уровне, а также узнаете основные отличия позиций рук в современном танце от классического.
Выезд
Исходное положение — стоя боком к направлению движения по третьей позиции ног на полупальцах, в руках — первая позиция.
- Проскользить по полу большим пальцем правой ноги до второй выворотной позиции в grand plie, руки открываются через низ в сторону до второй позиции, голова повернута по направлению движения.
- Левая нога подтягивается к правой ноге в исходное положение. Голова доворачивается также перед собой.
В выездах танцовщик проходит в ногах третью и вторую позиции, в руках — первую и вторую. Для современного танца характерно расположение рук точно по трем осям, в ногах — естественная выворотность.
Партерная техника — swing, выход на плечо
В этой части урока вы разберете логичный переход от swing из положения лежа — через способы подъема из него — в средний уровень пространства, к стойке на плече. По сути, это первое перевернутое положение в программе обучения.
Swing
Исходное положение — лежа на спине, позиция «крест».
Завалить правое бедро на пол направо, левая согнутая нога проходит над правой, скользя по полу.
На втором году обучения swing делается уже в положении лежа и нога доводится до противоположной руки, пятка подкручивается в потолок. В результате и бедро разворачивается наружней поверхностью также в потолок.
Способы подъема из swing:
- через бок;
- через положение 90 градусов (относительно исходного положения лежа);
- через rond.
Выход на плечо
Исходное положение — сидя в положении «свастики».
- Положить правую руку в правую диагональ перед собой.
- Опустить корпус вниз на правую руку и сгибанием правой руки чуть в продвижении по диагонали перевести таз наверх, ноги скользят по полу в передней плоскости. Активные стопы. Левой согнутой рукой в упоре ладонью в пол можно себя подстраховать.
- Плавно вернуться по той же траектории в исходное положение, начиная от ноги.
Принцип составления упражнений на примере Plie
В данной части урока вы получите принцип составления экзерсиса — ту форму, в которую можно вкладывать любое содержание, свои авторские вариации.
Последовательность позиций ног и особенности упражнения Plie для учеников второго года обучения:
- I параллельная позиция (сразу с работой руками), grand plie, releve.
- I выворотная позиция (сразу с работой руками), grand plie, releve.
- II выворотная позиция (без работы рук, с руками), grand plie — в статичном положении внизу можно добавить поочередный подъем стопы, скручивание бедра внутрь, изолированную работа тазом. В конце — releve.
- II параллельная позиция (без работы рук, с руками), нет grand plie, в конце — releve.
- IV выворотная позиция — выполнить шаги в этой позиции, нет grand plie, в конце — releve.
Последовательность и логика выстраивания позиций ног в современном танце:
Анатомически все люди разные, поэтому базовые позиции ног тоже будут отличаться.
- I параллельная позиция — проекция от тазовых костей через коленный сустав к пяткам, пальцы ног направлены вперед.
- I выворотная позиция — из I параллельной позиции путем доворота пяток внутрь и их соединения.
- II выворотная позиция — выстраивается через grand plie — между бедром и голенью угол 90 градусов.
- II параллельная позиция — из II выворотной позиции путем разворота носков четко вперед.
- IV выворотная IV — из II выворотной позиции с помощью широкого шага вперед.
Battement Tendu и Brush на уроке современного танца. Второй год обучения
Из этой части урока вы узнаете, что важно знать при выполнении Battement Tendu и как логично перейти к базовому элементу Brush (с добавлением Drop и Kick).
Battement Tendu по I параллельной позиции может выполняться:
- с вытянутыми пальцами ног, когда подъем максимально натягивается и касание спереди происходит только кончиком большого пальца;
- с касанием всех пальцев ноги, но также с максимальным натяжением подъема.
Важная задача на втором году обучения при выполнении Battement Tendu назад — научить детей отделять рабочую ногу от опорной. Приведение в I параллельную позицию ног отсутствует — свободная нога от тазобедренного сустава двигается вперед-назад, как маятник.
В качестве вариации можно добавить продвижение вперед и выполнить Battement Tendu как кросс-упражнение. В момент выведения ноги вперед нужно сделать demi plie, толкнуться «задней» ногой, перенести вес всего тела вперед. Та нога, что была рабочей, становится опорной. С помощью такого чередования происходит перемещение вперед.
Brush
Исходное положение — стоя по I параллельной позиции ног.
- Выполнить Battement Tendu назад, согнуть ногу и вернуть в исходное положение. Стопой нужно «облизать» пол.
- Углубиться на plie и выполнить падение стопой вперед после brush.
- Добавить kick — вывести ногу вперед на 90 градусов после brush. Добавить синхронную работу рук. Упражнение можно сделать в продвижении вперед.
Adagio в партере и Port de bras на уроке современного танца. Второй год обучения
В заключительной части урока вы увидите готовую комбинацию Adagio и разберете варианты наполнения экзерсиса Port de bras.
Суть Adagio заключается в плавном перетекании от одной позы к другой. Педагог может соединять между собой любые элементы в рамках пройденного материала.
Важно отметить, что ученики второго года обучения уже знают положение «собака мордой вниз» из разминки. Подробное изложение универсального разогрева вы найдете в уроке 1584.
В комбинацию port de bras в конце занятия можно добавить:
- все позиции ног в том же порядке, что они давались на Plie.
- side stretch с вертикальным положением рук по одной линии. Вертикаль допускается слегка наклонить для большего бокового вытяжения корпуса.
- увеличение дуги в траектории движения рук.
- скручивания в позвоночнике с заведением руки в 4,5,6 точки зала.
При выполнении port de bras необходимо добиться вытяжения рук от плечевого сустава. Для этого педагог подходит и трогает учеников — бережно потянуть за руку от плечевой суставной сумки в нужном направлении.
Полная версия урока в одном видео:
Конспект урока
Домашнее задание
Придумайте небольшую комбинацию на продвижение из предложенных кросс-элементов. Запишите ее на видео в исполнении себя или ваших учеников.
Сдача домашнего задания
Необходимо авторизоваться, чтобы сдать домашнее задание.Музыка: