- Хореограф-постановщик
- Руководитель отделения Пластической выразительности и актерского мастерства «Академии танца Бориса Эйфмана»
- Преподаватель Государственного Института Сценических искусств
- Педагог Школы-студии Льва Додина
- Спикер танцевального совета ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге
- Хореограф-постановщик
- Руководитель отделения Пластической выразительности и актерского мастерства «Академии танца Бориса Эйфмана»
- Преподаватель Государственного Института Сценических искусств
- Педагог Школы-студии Льва Додина
- Спикер танцевального совета ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге
Танцовщику важно научиться дышать для развития выносливости. Но также дыхательные упражнения являются первым этапом в структуре урока по развитию пластической выразительности. Данный этап называется химический, когда важно «надышать» тело, наполнить его кислородом.
В данном уроке представлено большое разнообразие дыхательных практик:
- Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой — постановка техники дыхания, координационные задания.
- Дыхательные упражнения по китайской методике Тай-чи — постановка техники дыхания, короткие дыхательно-двигательные комбинации.
- Комплекс из дыхательной гимнастики «Зримый звук» — 7 упражнений с задействованием голоса, дыхания и движения.
- Дыхательные упражнения с декоративными перьями — задания на дыхание и импровизацию.
Помимо формирования привычки правильно дышать, задания направлены на:
- проработку мышечного корсета;
- раскрепощение танцовщиков;
- улучшение коммуникации в группе и работу с партнером;
- развитие навыков импровизации;
- работу с предметом.
Отдельные задания и комбинации можно использовать в любой части урока:
- в качестве ритуала начала или завершения,
- для перехода от одной части урока к другой — особенно после серьезной физической нагрузки ближе к кульминации урока.
Дыхательные упражнения. Часть 1
В первой части урока вы познакомитесь с дыхательными техниками по методике Стрельниковой и китайской методике Тай-чи. Данные упражнения направлены не только на правильное дыхание, но и на мышечную проработку всего тела.
Дыхательная техника по методике Стрельниковой
Дыхательная гимнастика Стрельниковой основана на усилении обмена воздуха в альвеолах легких — за счет быстрых коротких вдохов воздуха через нос при пассивном выдохе. — Источник: https://clck.ru/35Vfg5
1. Выполнить короткий вдох носом (как хлопок) и резкий выдох ртом. Обратить внимание на открытую опущенную свободную челюсть. Это высвобождает зону эмоций — шею.
2. Поднять руки в стороны, угол в локтевом суставе 90 градусов, ладони направлены вперед. На вдохе — сжать кулаки, на выдохе — разжать.
3. Из положения руки в стороны, угол в локтевом суставе 90 градусов:
- На вдохе — повернуть голову в правую сторону и сжать правый кулак.
- На выдохе — вернуть голову прямо и разжать правый кулак.
- На вдохе — повернуть голову в левую сторону и сжать левый кулак.
- На выдохе — вернуть голову прямо и разжать левый кулак.
4. «Стирка». Исходное положение — руки согнуты, кисти сжаты в кулаки возле ребер.
- На вдохе — выполнить наклон корпуса вниз (flat back), руки опустить вниз и разжать кулаки.
- На выдохе — вернуться в исходное положение.
Дыхательная техника по китайской методике Тай-чи
Тай-чи (или Тай-Цзы) — в древнекитайской трактовке это состояние или место, где стираются границы между духовным и материальным. Именно к такому состоянию единства Духа и Тела направлены практики Тай-чи. — Источник: https://clck.ru/35VfkW
Поставить указательный палец в пупок, прошагать от этой точки вниз по очереди средним и безымянным пальцами, а там, где оказался мизинец — это точка дань-тянь, центр тела. Дышать в эту точку, низ живота.
- На вдохе — надуть живот (за счет мышц живота). На 4 счета.
- На выдохе — сжать мышцы живота к позвоночнику. На 4 счета.
Сначала на 4 счета вдох и на 4 счета выдох, затем на 6, 8, 12.
Дыхательные упражнения для проработки мелких мышц корпуса
Исходное положение — стоя по VI позиции ног.
- Закрыть глаза и развести пятки друг от друга, затем развести носки (открыть выворотно) и снова развести пятки. Должна получиться II параллельная позиция ног.
- «Смягчить» колени в demi plie, колени расположены над средними пальцами стоп. Кисти сжаты в кулаки и расположены на уровне тазобедренных суставов.
- На вдохе — вытянуть руку вперед и веером раскрыть кисть. На 4 счета.
- На выдохе — сжать кисть в кулак, подтянуть руку к себе, движение начинается от лопатки. На 4 счета.
Можно добавить вариацию упражнения в парах, когда партнеры стоят друг напротив друга. Происходит веерообразный захват руки партнера и подтягивание к себе от лопатки.
Обратить внимание на то, что дыхание выполняется животом через нос.
Комбинация
Каждая фаза выполняется на 4 счета.
- На вдохе — через стороны вывести руки перед грудной клеткой, ладони направлены вниз.
- На выдохе — давить вниз руками от лопаток, как будто пытаясь погрузить пузырь в воду, через сопротивление.
- На вдохе — через стороны вывести руки перед собой на уровне глаз, ладони направлены вниз.
- На выдохе — снова через сопротивление давить вниз руками, от лопаток.
- На вдохе — через стороны, как будто дотягиваясь руками до стен, вывести руки вверх,.
- На выдохе — снова давить вниз руками от лопаток, осуществить наклон корпуса вперед, колени смягчить.
- На вдохе — через стороны вывести руки наверх.
- На выдохе — снова давить вниз руками от лопаток, осуществить наклон корпуса, колени смягчить. Коснуться ладонями пола.
Дыхательные упражнения. Часть 2
В данной части урока вы разберете два дыхательных комплекса, в которых активно задействуется все тело. Эти комбинации отлично подойдут для разогрева в начале урока.
Дыхательная комбинация с «чашами»
Исходное положение — стоя по II параллельной позиции ног в небольшом demi plie. Руки разведены по сторонам, параллельно полу.
В данном упражнении ладони должны быть всегда направлены вверх, как будто держим в них чаши с чаем, который не должен выливаться.
- Выполнить вдох грудной клеткой.
- На выдох — опустить руки к животу, выполняя contraction и ротацию в плечевых и локтевых суставах.
- На вдох — продолжая дугообразную траекторию движения рук, вывести их ладонями вверх в положение вдоль корпуса. Корпус выводится в положение диагонали вперед, колени мягкие. «Хвост оттопырен», чувствуется натяжение в спине.
- На выдох — вывести руки по сторонам, сохраняя положение ладоней наверх. Плечевые суставы завернуты вперед.
- На вдохе — подкрутить «хвост» внутрь, запустить волну в корпус снизу наверх. Руки выводятся чуть вперед и наверх, выполняется дугообразное движение с сохранением ладоней наверх.
- На выдохе — «описать» кистями два круга по потолку и развести руки по сторонам в исходное положение.
Упражнение «Волна»
Исходное положение — стоя по II параллельной позиции ног, руки за спиной, кисти соединены в замок.
- Выполнить вдох через нос.
- На выдохе — на 8 счетов выполнить наклон корпуса вперед, уводя «хвост» назад за линию пяток. Вес тела — на пятках. Спина прямая, макушкой тянуться вперед. Происходит вытяжение, удлинение позвоночника — от макушки до «хвоста».
- На вдохе — на 4 счета «поднырнуть» головой чуть вниз, «вынырнуть» и тянуться носом наверх, дойти до положения макушки над «хвостом».
- На выдохе — опустить подбородок к груди и сделать волну вниз. Поймать ощущение воды, льющейся вниз.
Выполняя волну сверху вниз, педагог может спросить у учеников, где в теле волна останавливается. В идеале, волна должна пройти через все тело и уйти вниз, дальше сквозь пол.
- Если волна доходит только до шеи — есть блок, зажим в зоне эмоций.
- Если волна доходит только до середины грудины — это точка собственного достоинства, есть обиды.
- Если волна доходит только до живота — это точка любви к жизни, возможно, есть скрытые суицидальные наклонности.
- Если волна доходит только до уровня от тазовых костей до середины бедра — это зона отношений с противоположным полом.
- Если волна доходит только до коленей — это говорит о страхах.
- Если волна доходит только до стоп — это неуверенность в себе.
Зная эти психосоматические особенности, педагог может в зависимости от образа попросить добавлять в тело танцовщика некоторые особенности. Например, если нужен образ человека, которому страшно — сделать колени чуть вперед.
Комплекс из дыхательной гимнастики «Зримый звук». Часть 1
В этой части урока вы познакомитесь с тремя упражнениями из комплекса «Зримый звук», в котором задействованы:
- дыхание,
- голос,
- работа всего тела.
Помимо дыхательной практики, в предложенных заданиях:
- активно подключается образное мышление, воображение танцовщика;
- развиваются навыки импровизации;
- добавляется работа с разными уровнями пространства.
«Мельница»
При выполнении задания важно дышать животом, активно подключать мышцы пресса.
- На 8 счетов — выполнить roll down.
- От правой рукой выполнить подъем корпуса наверх и вытяжение боковой части. Левая рука подхватывает движение «мельницей».
- Ноги по очереди выполняют batttement по круговой траектории — правая нога делает мах на открытие, левая нога — на закрытие. Таким образом, получается положение спиной к зеркалу.
- Левой рукой через переднюю диагональ уйти корпусом вниз, выполнить «мельницу» и смену рук.
- Ноги по очереди выполняют batttement по круговой траектории — правая нога делает мах на открытие, левая нога — на закрытие. Таким образом, получается положение лицом к зеркалу.
Добавить звучание — в верхнем уровне во время выполнения batttement, на выдох звук «С».
«Свеча»
Занять любую позу, самая верхняя точка которой превращается в «фитиль».
- От верхней точки позы начинать «таять» постепенно на 8 счетов.
- Подняться наверх быстро (на один счет) и снова повторить задание.
Добавить звучание — во время «таяния» длинный звук «Ха» на выдох.
В переходе от напряжения к расслаблению и существует пластическая выразительность.
«Три-Ха»
- Выполнить три коротких движения животом на вдох, постепенно расширяя мышцы живота («надуть» живот).
- Выполнить один короткий выдох со звуком «Ха», собирая мышцы живота к позвоночнику («втянуть» живот).
- Заменить первые три движения на вдох разными позами, «ломаными» в суставах.
- На короткий выдох со спокойным звуком «Ха» — расслабиться.
- Выполнить три амплитудных движения на вдох.
- На сильный громкий звук «Ха» — сделать выдох с амплитудным движением рук и корпуса вниз.
Комплекс из дыхательной гимнастики «Зримый звук». Часть 2
В этой части урока вы разберете четыре упражнения из комплекса «Зримый звук», куда вошли задания на командную работу и перемещение в пространстве.
«Морда»
Исходное положение — стоя на полупальцах, руки подняты наверх.
- На 16 счетов медленно опускаться вниз до положения grand plie на полупальцах. Кулаками «давить» вниз. Издавать звук «Ф», максимально скорчив лицо.
- Подняться в исходное положение спокойно, без звуков.
Данное упражнение лучше выполнять без зеркала, чтобы ученики не стеснялись.
«Ш-Ф-Х-С»
- Сделать глубокий вдох.
- На длинный выдох (8 счетов) каждые два счета тянуть звуки «Ш»,«Ф», «Х», «С».
Добавить образы на каждый звук для достижения нужного качества в теле:
«Ш» — тело «кипит»,
«Ф» — тело «скручивается»,
«Х» — тело расслабляется (как надувные придорожные куклы),
«С» — тело сжимается (как смятый пластиковый стаканчик).
«Волна» — групповое задание
Все участники располагаются в две или три линии, садятся на корточки. Запускается «волна» от одного края первой линии до другого ее края, затем переходит на следующую линию и т.д.
Движение, которым передается «волна» — «мельница» руками, с подъемом из нижнего уровня в верхний. Каждый участник издает звук «Ш», подхватывая движение и звук от предыдущего участника.
Громкость звука и динамика движения зависят от местоположения человека внутри «волны» — нужно начать «волну» тихо и медленно, закончить «волну» — громко и быстро.
«Снежки»
- На три коротких вдоха выполнить три движения — взять с пола «снег», выполнить два движения ладонями, «слепливая снежок».
- На выдох со звуком «Ха» — резко бросить «снежок».
Это упражнение можно начать просто на одном месте, а затем предложить участникам поиграть в «снежки» друг с другом, перемещаясь в пространстве, но сохраняя ритм и задачу.
Дыхательные упражнения с перьями
В заключительной части урока вы разберете интересные дыхательные задания с декоративными перьями, в которых развиваются:
- внимание,
- плавная и нежная манера движения,
- навыки импровизации,
- работа с партнером.
Для следующих заданий вам понадобятся декоративные перья длиной 12-18 см.
Постановка техники дыхания
- Раскрыть грудную клетку, набрать животом воздух и выдувать перо вверх в диагональ.
- Поймать перо на открытую ладонь.
- Добавить вариацию — поймать перо ниже уровня бедра.
«Жонглирование» пером
- Выдуть перо один раз вверх.
- Поймать перо ладонью.
- Перевернуть ладонь и поймать перо другой ладонью.
- Добавить вариацию — поймать перо ниже уровня колена.
- Добавить свободный танец во время падения пера.
Все движения тела должны быть аккуратными и плавными, иначе, перо будет уносить потоком ветра от рывков тела.
Упражнение с пером в положении лежа на полу
- Из положения лежа на полу выдуть перо наверх.
- Поймать перо открытой стопой.
- Взять рукой перо с ноги и снова выдуть вверх.
Импровизация с пером
- Из положения стоя — выдуть перо наверх.
- Поймать перо любой частью тела.
- Добавить свободный танец с перемещением в пространстве и сменой уровней.
Упражнение с двумя перьями
- Выдуть одновременно два пера наверх.
- Поймать сначала одно перо ладонью, затем — другое перо, переворачивая их по очереди и зацикливая данный процесс.
В качестве усложнения задания на удержание внимания сразу на нескольких задачах можно:
- ловить перья разными частями тела,
- добавлять свободный танец со сменой уровней,
- одновременно с выполнением упражнения читать стихи,
- добавить взаимодействие между участниками группы — один человек выдувает перо, другой — подхватывает.
Полная версия урока в одном видео:
Конспект урока
Домашнее задание
- Придумайте простую танцевальную комбинацию на 8 счетов и добавьте в нее звучание. Запишите результат на видео в своем исполнении или исполнении учеников.
- Придумайте упражнение для дыхательной гимнастики, в котором будут:
- работа с дыханием,
- импровизация,
- работа с гласными звуками.
Запишите упражнение и его правила выполнения на видео.
Сдача домашнего задания
Необходимо авторизоваться, чтобы сдать домашнее задание.Музыка: